Все новости Контакты

  1. ПРОГРАММА
  2. объединения по интересам
  3. «Детский игровой стретчинг»
  4. Номинация «Ребёнок дошкольного возраста и физическая культура»

Цель: обеспечение социального, физического, интеллектуального развития личности воспитанников посредством методики детского игрового стретчинга.

Задачи обучающие:

знакомить детей с понятием игрового стретчинга;

обучать основным физическим упражнениям игрового стретчинга;

знакомить с основными правилами, необходимыми для обеспечения безопасности во время занятий игровым стретчингом;

развивающие:

развивать качества, необходимые для успешных занятий игровым стретчингом: сосредоточенность, концентрацию внимания;

развивать физические качества: мышечную силу, ловкость, выносливость, гибкость, координацию движений;

развивать психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;

расширять кругозор, развивать познавательную активность;

формировать культуру здорового образа жизни;

воспитательные:

воспитывать уверенность в себе, своих силах;

воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

воспитывать нравственные качества, коммуникабельность;

оздоровительные:

содействовать укреплению костно-мышечной системы, повышению функциональной деятельности органов и систем организма;

содействовать развитию и совершенствованию движений;

содействовать формированию и поддержанию правильной осанки, профилактике плоскостопия, профилактике заболеваний, стрессовых состояний;

повышать умственную работоспособность.

Программа предназначена для детей 5-6 лет.

Содержание программы предусматривает 1 год обучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу. Продолжительность занятия составляет 25 минут. Общее количество часов – 36 учебных часов в год. Наполняемость группы – 8-10 человек. Занятия проводятся в спортивном зале, соответствующем специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям (Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525), требованиям безопасного пребывания воспитанников, пожарной безопасности.

Учебно-тематический план

№ п/п

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

1.

Теоретическая подготовка

+

1.1.

Правила безопасного поведения на занятиях

+

1.2.

Влияние физических упражнений на организм занимающихся, знакомство с понятием «игровой стретчинг», «здоровый образ жизни», диагностика детей

+

1.3.

Требования к месту занятий и инвентарю, к одежде занимающихся

+

2.

Практическая подготовка

36

2.1.

Упражнения на развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции

2

2.2

Упражнения на дыхание

2

2.3

Упражнения на развитие чувства равновесия

2

2.4

Упражнения на формирование правильной осанки

3

2.5

Упражнения на укрепление  разгибателей спины в шейно-грудном отделе

2

2.6

Упражнения на тренировку мышц плечевого пояса

2

2.7

Упражнения на укрепление  мышц спины, живота и брюшного пояса

4

2.8

Упражнения на укрепление нижнего отдела спины

2

2.9

Упражнения на укрепление боковых мышц туловища

2

2.10

Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бёдер

3

2.11

Упражнения на укрепление нижнего отдела позвоночника

3

2.12

Упражнения на укрепление мышц ног

2

2.13

Упражнения на развитие гибкости

2

2.14

Подвижные игры

2

2.15

Массаж. Самомассаж. Релаксация

2

2.16

Открытое занятие совместно с родителями

1

Итого

36

Содержание программы

1. Теоретическая подготовка

1.1 Правила безопасного поведения на занятиях игровым стретчингом, предупреждение травматизма. Организация занятий игровым стретчингом для детей дошкольного возраста в соответствии с Правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утверждёнными Постановлением Министерства спорта и туризма Ркспублики Беларусь от 31.08.2018 №60.

1.2 Понятия «игровой стретчинг». Влияние физических упражнений игрового стретчинга на организм воспитанников (на функциональные системы организма в соответствии с возрастными особенностями развития человека).

1.3. Требования безопасности к местам занятий игровым стретчингом, оборудованию и инвентарю. Санитарно-гигиенические требования к месту занятий, к одежде воспитанников.

2. Практическая подготовка

2.1. Упражнения на развитие координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции.

Обычная ходьба. Ходьба спиной вперёд. Бег с высоким подниманием коленей, хлопком перед собой прямыми руками. Ходьба змейкой, в полуприседе. Ходьба с поворотом по команде. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы.

2.2. Упражнения на дыхание: «Насосик», «Подуем на плечо», «Сердитый ёжик», «Пчёлка», «Трубач», «Жук», «Бегемотик», «Радуга, обними меня», «Ветерок», «Подыши одной ноздрей» и др.

2.3. Упражнения на развитие чувства равновесия: «Деревце», «Аист», «Треугольник», «Фламинго».

2.4. Упражнения на формирование правильной осанки: «Ученик», «Зернышко», «Аист», «Сосна», «Павлин», «Цветок», «Ромашка», «Лотос».

2.5. Упражнения на укрепление разгибателей спины в шейно-грудном отделе: «Змея», «Лодочка», «Качели», «Елочка», «Поворот», «Звёздочка».

2.6. Упражнения на тренировку мышц плечевого пояса: «Кобра», «Качели», «Замочек», «Пловцы», «Пчелка», «Самолет».

2.7. Упражнения на укрепление мышц спины, живота и брюшного пресса: «Ящерица», «Колечко», «Мостик», «Книжка», «Веточка», «Горка», «Ванька-встанька», «Кошка».

2.8. Упражнения на укрепление нижнего отдела спины: «Кузнечик», «Кораблик», «Муравей».

2.9. Упражнения на растягивание боковых мышц туловища: «Маятник», «Собачка», «Лучик», «Морская звезда» «Лисичка», «Месяц, «Муравей», «Стрекоза».

2.10. Упражнения на укрепление мышц тазового пояса, бедер: «Бабочка», «Рак», «Паровоз», «Лошадка», «Самолет», «Поза лотоса», «Гора».

2.11. Упражнения на укрепление нижнего отдела позвоночника: «Паучок», «Поклон», «Мяч», «Наклон».

2.12. Упражнения на укрепление мышц ног: «Бег», «Велосипед», «Жучок», «Воин», «Лягушка», «Цапля», «Паучок», «Лотос», «Морская звезда», «Солнышко».

2.13. Упражнения на развитие гибкости: «Мостик», «Колечко», «Скорпион», «Таракан», «Слоник».

2.14. Подвижные игры: в соответствии с возрастом воспитанников (например «Птичьи гнёзда», «Кошкин дом», «Весёлые мартышки», «Слепой кот»,  «Ловишки с ленточками», «Обезьянки и камушки», «Охотники», «Хитрая лиса», «Солнечные лучики», «Охотники и утки», «Светофор»).

2.15. Элементы самомассажа. Релаксация.

Самомассаж рук, ног, мышц живота и спины без оборудования и с применением роллов, мячей. Ходьба по массажным дорожкам.

Релаксация: «Вальс цветов», «Краски осени», «Таинственный остров», «Любопытная Варвара», «Цветовой калейдоскоп».

2.16 Открытое занятие совместно с родителями: совместная корригирующая ходьба; бег; упражнения по показу детей «Лодочка», «Паучок», «Мяч», «Веточка», «Кошечка», «Морская звезда», «Жучок», «Ежик»; дыхательные упражнения «Подыши одной ноздрей»; массаж рук и ног родителями своим детям.

Ожидаемые результаты

По окончании обучения воспитанники должны:

знать:

понятие детского игрового стретчинга;

основные упражнения детского игрового стретчинга;

значение игрового стретчинга, гигиенические требования;

уметь:

соотносить свои действия с указаниями взрослого, четко и правильно выполнять упражнения;

выполнять имитирующие движения под музыку, передавая характерные особенности образов;

выполнять комплексы упражнений детского игрового стретчинга;

постоянно поддерживать правильную осанку;

владеть:

навыками выполнения базовых упражнений детского игрового стретчинга;

навыками построения, перестроения, упражнений в ходьбе;

навыками выполнения дыхательных упражнений.

Формы подведения итогов реализации программы

Открытое занятие совместно с родителями.

Формы и методы реализации программы

Основными формами организации образовательного процесса являются практические занятия, активные формы досуга.

Образовательный процесс строится как на общепедагогических дидактических принципах обучения (наглядность, систематичность и постепенность, доступность, сознательность и активность), так и на специфических методах физического воспитания, а именно: строго регламентированное упражнение, игровой метод обучения.

Образовательный процесс выстраивается на основе специфических закономерностей физического воспитания:

всестороннее гармоническое развитие личности:

связь физической культуры с жизнью общества;

оздоровительная направленность физического воспитания;

непрерывность и систематичность занятий;

чередование нагрузок и отдыха;

постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;

цикличное построение занятий;

возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Методы обучения, используемые в их различных сочетаниях, постоянно адаптируются к конкретным требованиям, обусловленным особенностями учебно-тренировочного процесса. С целью организации и управления деятельностью детей, дозирования нагрузки используются групповая и индивидуальная формы организации воспитанников на занятии

Методы, используемые на занятиях:

словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, анализ и обсуждение);

наглядные методы (визуализация отдельных упражнений и их элементов).

При организации образовательного процесса с воспитанниками дошкольного возраста применяется игровой метод в виде сюжетных и подвижных игр.

Методы освоения и регламентации двигательных действий, используемые в занятиях игровым стретчингом: переменный, непрерывный, серийно-поточный (с минимальными перерывами между различными упражнениями), метод «круговой» тренировки.

В структуру занятия игровым стретчингом входят три части. Во вводной части осуществляется начальная организация занимающихся, сосредоточение их внимания, установка на эмоциональный и психологический настрой. Это достигается с помощью специальных упражнений в различных видах ходьбы, бега, прыжков для принятия правильной осанки и укрепления свода стопы, координации движений, ориентации в пространстве, развития внимания, танцевально- ритмические композиции.

В основной части осуществляется переход непосредственно к игровому стретчингу. Каждый сюжетный материал распределяется на два занятия. На первом занятии дети знакомятся с новыми движениями, закрепляют уже известные. На втором занятии идёт совершенствование и точность выполнения упражнений, передача характерных особенностей образов. На занятия включаются 6-8 стретчинг-упражнений на различные группы мышц. Обучение детей основным видам движений не должно остаться без внимания. Поэтому они должны быть включены в содержание занятий.

Все упражнения выполняются под соответствующую музыку. Музыкальное сопровождение при выполнении упражнений игрового стретчинга более целесообразно исполнять на втором занятии.

На первом обучающем занятии приходиться давать много словесных указаний, учитывать индивидуальность выполнения упражнения каждого ребенка. По мере освоения упражнений, достижения определенных навыков, качества и быстроты их выполнения, ребенок способен соотносить свои действия с определенным музыкальным ритмом и тогда музыкальное сопровождение становится необходимым. Формы организации этой части занятия могут быть различны. Важно осуществить правильный выбор упражнений для всех групп мышц, вариативно менять виды деятельности.

Подвижная игра также составляющая основной части занятия. Подбор подвижной игры осуществляется в зависимости от сложности и интересности предыдущих действий. Игра может носить более или менее активный характер.

В заключительной части решается задача восстановления организма после физических нагрузок и переход к другим видам деятельности. Это дыхательные упражнения, релаксация. Дыхательные упражнения способствуют более быстрому восстановлению организма и несут оздоровительный характер. Важно научить ребенка дышать носом, соотносить вдох и выдох с движениями. Упражнения на релаксацию включаются в каждое занятие: необходимо, чтобы ребенок научился снимать напряжение мышц после физической нагрузки, расслабляться. Этому соответствует упражнения на релаксацию, выполняемое в игровой форме. Желательно использовать музыкальное произведение, отражающее характер выполняемых действий.

Подбор оборудования и материалов к занятию осуществляется в соответствии с содержанием каждого занятия.